Эти данные передаются в ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы. ЕРИР, в свою очередь, отправляет их в ФАС и ФНС.
На правильно маркированном креативе есть пометка «реклама», данные о рекламодателе и уникальный идентификатор — токен.
Раздают токены и передают данные в реестр посредники, операторы рекламных данных (ОРД). ОРД — это компания, которую одобрил Роскомнадзор для работы с рекламой в интернете. Сейчас на рынке работают семь ОРД:
- «Яндекс»,
- «ВКонтакте»,
- «МедиаСкаут» (МТС),
- «Ozon ОРД»,
- «ОРД-А» (AmberData),
- «Первый ОРД» («Вымпелком»),
- «ОРД — Лаборатория разработки» («Сбер»).
Какую рекламу нужно маркировать
- контекстную рекламу,
- статичные баннеры(каждое изменение размера - ресайз - должен получить уникальный токен),
- рекламу у блогеров,
- видеорекламу, видеобаннеры, промовидео,
- рекламные посты в соц сетях(в том числе Telegram),
- карусель.
Закон не приводит перечень всех рекламных форматов. Поэтому проще сверяться со списком рекламы, которую не надо маркировать:
- push-рассылку,
- e-mail рассылку,
- ТВ и радиорекламу, которая попала в интернет,
- социальную рекламу.
Какие данные передаются
ЕРИР должен получить следующие сведения о рекламодателе:
- ИНН,
- Адрес,
- Номера договоров и актов,
- Вложения в объявление за месяц(рекламный бюджет).
Последовательность действий для рекламодателя
При самостоятельной настройке рекламы в рекламном кабинете Вконтакте или Яндекс.Директ, то нужно заполнить поле “ИНН” для юридических лиц и ИНН или телефон для физических. Вконтакте попросит принять оферту юрлица. Интегрированные ОРД Яндекса и Вконтакте автоматически передадут информацию в ЕРИР.
Если рекламой занимается рекламное агентство, то разумно ему делегировать маркировку рекламы.
Если рекламный сервис не интегрирован ни с каким ОРД, то необходимо получить токен самостоятельно. Для этого нужно заключить договор с любым ОРД и передать ему сведения о себе и рекламной кампании:
- ИНН,
- Название компании,
- ФИО руководителя,
- ОГРН или ОГРНИП,
- Местонахождение,
- Данные договоров с рекламной системой,
- Само рекламное объявление,
- Целевой url,
- Текстовое описание,
- Тип объявления.
Как только оператор выдаст токен, его нужно разместить на рекламном креативе.
Маркировка рекламы у блогеров тоже проходит в ручном режиме. На каждое рекламное размещение необходимо отдельно получить токен у любого ОРД, это может сделать как сама компания-рекламодатель, так и блогер. А отчитываться о рекламе должен блогер удобным для него способом. До размещения рекламы сторонам следует отдельно обсудить этот процесс.
Как выглядит маркированный креатив
По закону, пользователь должен видеть надпись “реклама” и указание на рекламодателя. На всех креативах в верхнем правом углу можно увидеть круг с многоточием. Он называется «Меню AdChoice». При нажатии открывается список из нескольких пунктов. Два нижних отвечают за маркировку. Пункт «Скопировать ссылку» позволяет получить ссылку на сайт рекламодателя. А кликнув на «Скопировать ID объявления», можно увидеть токен. Уникальный идентификатор размещают в любом месте ссылки в виде “erid=”, где erid и есть токен.
В рекламных размещениях, где нет меню AdСhoice, например в подкастах, токен указывают в описании выпуска. Так и следует написать:
Реклама. ООО “Название компании” ИНН, erid.
Штрафы
С 1 сентября 2023 года можно получить существенные штрафы за отсутствующую или некорректную маркировку.
Нарушен порядок подачи информации в ЕРИР:
- Не подали информацию о рекламе,
- Нарушили сроки подачи — 30 дней после размещения рекламы,
- Представили неполную, недостоверную или неактуальную информацию.
Для граждан: 10 000 - 30 000 рублей,
Для должностных лиц: 30 000 - 100 000 рублей,
Для юридических лиц: 200 000 - 500 000 рублей.
Нарушения, связанные с идентификатором рекламы (токеном):
- Токен не получили и не указали в рекламе;
- Токен разместили на рекламе неправильно;
Полные правила размещения идентификатора можно посмотреть в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора.
Для граждан: 30 000 - 100 000 рублей,
Для должностных лиц: 100 000 - 200 000 рублей,
Для юридических лиц: 200 000 - 500 000 рублей.
Закон о рекламе: http://www.kremlin.ru/acts/bank/23532/page/4
Наши соцсети:
VK: https://vk.com/ganza_smart
Telegram: https://t.me/Ganzasmart
Дзен: https://dzen.ru/id/5e9aedceadf4e00dc2d7ef97
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCmHxtGDxak_lUjiWTKGE3nQ